Суббота, 18.05.2024, 15:55
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2014 » Март » 26 » Мантуар иппотеропия. Иппотерапия
16:48

Мантуар иппотеропия. Иппотерапия





Нашла у себя прошлогодний доклад с конференции по иппотерапии. Думаю, что каждый кто интересуется иппотерапией,что-то полезное для себя найдет.

Скрытый текст

Центр оздоровления и развития

(с опорой на иппотерапию)

Калининград

2011

Методические рекомендации для занятий по иппотерапии


Автор: Боровенникова Е.О., MA in councelling, психолог семейный консультант, сертифицированный инструктор по иппотерапии.



Введение.

Иппотерапия как немедицинский метод реабилитации существует в нашей стране уже окло двадцати лет. первой организацией, начавшей использовать иппотерапию в была организация «Наш солнечный мир» в 1991 году. С этого времени метод иппотерапии и адаптивной верховой езды начал распространяться по стране и на данном этапе практически в каждом крупном городе начали возникать центры, использующие иппотерапию в реабилитационном процессе.
Методическую поддержку всемучастникам иппотерапии уже более десяти лет оказывает Национальная Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта (НФ ЛВЕ ИКС), которая в свою очередь является членом Европейской Федерации лечебной верховой езды и иппотерапии.
С первых лет образования, Федерация согласно уставу организует плановую подготовку специалистов по ЛВЕ (инструкторов по ЛВЕ) и инвалидному конному спорту. В период с 1994 по 2002 года НФ ЛВЕ ИКС совместно со специалистами Грузинской Медицинской Академии поготовила 122 специалиста с выдачей сертификатов международного образца: «Инструктор по ЛФК и иппотерапии в системе физической реабилитации».
С 2003 Национальная Федерация совместно с Кафедрой Профилактической Медицины ФПК МР РУДН проводит новые обучающие циклы «Актуальные проблемы комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями на базе ЛВЕ с ИКС». Также обучение специалистов проходит в Сакнт-Петербурге на базе Санкт-Петебургского медицинского университета.
Специалисты по иппотерапии постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в конференциях, семинарах и круглых столах, посвященных иппотерапии, обмениваются опытом. Таким образом, несмотря на относительную молодость метода, иппотерапия активно развивается и расширяет методологическую базу.
В 2011 году на юбилейной конференции по случаю двадцатилетия иппотерапии в России было зарегистрировано более ста участников. Такое количество вовлеченных в этот метод специалистов говорит о том, что иппотерапия заняла свое место в ряду других методов реабилитации.


Иппотерапия как метод реабилитации

Во всех странах мира лица с ограниченными возможностями относятся к наименее защищённым слоям населения. Известные реабилитационные программы далеко не всегда отвечают должным требованиям и задачам, плюс лечение, часто сопряженное с болью, и коррекционная работа, вызывающая скуку у ребенка, не всегда приводит к положительному результату. Именно поэтому в работе с пациентами с ограниченными возможностями одно из ведущих мест заняла реабилитация, осуществляемая с помощью лечебной верховой езды — иппотерапия. Ребенок, активно взаимодействуя с лошадью, одновременно с ней включается в лечебный процесс. Вырабатывается интерес к лечебной верховой езде и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Иппотерапия или лечебная верховая езда (ЛВЕ) включает в себя комплексность воздействия, объединяя в коррекционной работе физиотерапевтическое и психотерапевтическое направления. С одной стороны иппотерапию можно рассматривать как особую форму лечебной физкультуры (ЛФК) использующую такой необычный " спортивный снаряд", как живая лошадь. С другой стороны это позитивное воздействие на интеллектуальную и психо-эмоциональную сферы пациента. Отсюда следует вывод, что основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на лечебно-профилактическом влиянии двух мощных факторов: биомеханического и психогенного. Под биомеханическим фактором подразумевается воздействие колебаний, идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает ритмическую организацию двигательной активности и сенсорную насыщенность иппотерапевтических занятий на фоне регулирования мышечного тонуса и улучшения координации. Психогенным фактором является воздействие одновременно двух высокоценных мотиваций — желания оказаться верхом на лошади, управлять ею и воздействия инстинкта самосохранения, активизированного боязнью падения, страхом перед этим большим и сильным животным. Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного, активно вовлекая его в процесс овладения верховой ездой с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного — лошади. Лечебная верховая езда имеет историю, которая восходит к временам Гиппократа, говорившего в своих трудах о несомненной пользе верховой езды для больных и раненых. Возродившись в середине ХХ века, иппотерапия распространилась по наиболее развитым странам мира, в которых популярны верховая езда и конный спорт. На этом новом витке возрождения метода серьезный интерес к лечебной верховой езде возник у медиков. Первые статьи зарубежных авторов о применении ЛВЕ появились в печати в 50-е годы. Описывались наблюдения и результаты использования иппотерапии при различных заболеваниях. Глубже изучались и определялись показания и противопоказания. Подбирались наиболее информативные способы отслеживания воздействия ЛВЕ на организм и критерии оценки этого воздействия. Иппотерапия с успехом применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (в том числе при постинфарктной кардиопатии), при многих хронических заболеваниях пищеварительной системы, при большинстве нарушений опорно-двигательного аппарата, в практике лечения хронических болезней мочеполовой системы, в том числе при простатитах. Эффективность использования иппотерапии прослеживается при нарушениях интеллектуального развития, психических заболеваниях, а также при трудностях в общении, обучении, сложностях в воспитании и других личностных проблемах.



Отличие иппотерапии от других методов реабилитации

Иппотерапия является одной из форм многопрофильной реабилитации. Вместе с этим иппотерапия является исключительным и неповторимым методом реабилитации благодаря присутствию лошади - терапевта. Лошадь и её движение создают совершенно новые и не встречающиеся в других терапевтических методах возможности.

Лошадь создаёт образец правильного движения человеческого тела во время ходьбы

Движение лошадиной спины во время её передвижения шагом происходит в трёх измерениях. Оно передается тазу всадника и является идентичным движению таза правильно идущего человека. В это же время плечевой пояс и свободно свисающие нижние конечности также ведут себя так, как у идущего человека. Это создаёт возможность науки ходьбы «без ходьбы».

Лошадь уменьшает спастику мышц

Повреждения ЦНС могут быть причиной повышенного мышечного тонуса (спастики), особенно это касается конечностей. Основным принципом оздоровления является уменьшение спастики. Во время занятий иппотерапии это происходит автоматически благодаря:
  • разогреванию мышц - температура тела лошади выше тем температура тела человека;
  • ритмичному покачиванию в шаге;
  • противоположным поворотам плечевого и тазового пояса (диссоциации), вызванным движением лошади;
  • уложению нижних конечностей в тройном сгибе и разведении во время сидения на лошади.

Лошадь тормозит устойчивые патологические рефлексы

Некоторым повреждениям мозга (формам ДЦП) сопутствуют устойчивые патологические рефлексы, утрудняющие развитие, которые при нормальном развитии ребёнка выгасают в возрасте 6 месяцев. Иппотерапия создает возможность их постепенной элиминации благодаря:
  • спокойным колышущим движениям в шаге;
  • диссоциации бёдра-плечи и тройному сгибу и отведению нижних конечностей;
  • избеганию стимуляции определённых участков тела (например подошвы стоп - езда без стремян);
  • избеганию определённых движений и уложений следуя принципам симметричной посадки;
  • размеренному, успокаивающему проведению терапии.

Лошадь восстанавливает нарушенную мышечную симметрию туловища

Спокойные, равномерные, ритмичные колышущие движения в шаге попеременно напрягают и расслабляют постуральные мышцы правой и левой стороны тела. Напряжение и контрактура мышц постепенно уменьшается, мышцы расслабляются и растягиваются. Мышцы слабой стороны постепенно укрепляются. Благодаря этому после определённого периода езды шагом с правильной посадкой достигается симметрия мышечного равновесия.

Лошадь корректирует осанку

Необходимость удержания правильной посадки требует активного выпрямления. Укрепляются мышцы спины, живота и тазового пояса. Это приводит к уменьшению наклона таза вперёд, укреплению мышечного корсета и формированию новой правильной осанки.

Лошадь предотвращает контрактуру и тугоподвижиость суставов

Вышеупомянутая цепочка «спина лошади - таз всадника - его позвоночник - плечевой пояс -конечности» ритмично и спокойно включают в движение поочередно все мышцы и суставы. Иппотерапия и верховая езда уменьшает прежде всего контрактуру мышц-приводителей бедра и ограниченность движения плечевого пояса.

Лошадь увеличивает локомоцнониые возможности

Люди с ограниченными возможностями страдают прежде всего из-за ограниченности движения. Некоторые не передвигаются самостоятельно даже при помощи специальных ортопедических приспособлений. Сидя на коне, они ощущают работу мышц при правильной ходьбе и могут её тренировать. Конь даёт такому человеку свои четыре ноги, создавая таким образом новые локомоционные возможности. И эта возможность более натуральная, чем передвижение в коляске. Такие препятствия, как расстояние, песок, вода, неровности местности, перестают существовать. Езда верхом на лошадиной спине оставляет прекрасные и незабываемые впечатления.

Лошадь может оздоравливать очень спокойно

Это возможно благодаря её специфическому строению и спокойному воздействию движения лошади идущей шагом. В иппотерапии существует множество уложений (позиций), подпоров, техник, регулирующих степень включения в движение, прилагаемых усилий и стимуляции организма. Поэтому иппотерапию можно использовать даже для пациентов со значительными физическими и психическими дефицитами.

Лошадь стимулирует чувства

Прикосновение к конской шерсти, поглаживание гривы, разнообразие форм, звук шагов, фырканье вызывающий приятные ассоциации запах стимулирует чувства прикосновения, слуха, зрения и обоняния. Этому сопутствует постоянное выведение из равновесия и необходимость его моментального обретения. Проприоцепция, или глубокая чувствительность стимулируется постоянными противоположными импульсами, доходящими из мышц, сухожилий и суставов всего тела. Всё это развивает нарушенную способность одновременного восприятия импульсов и их ассоциации (сенсорная интеграция). Это позволяет формировать чувство собственного тела и пространственной ориентации.

Лошадь является источником импульсов равновесия

Иппотерапия создаёт неограниченные возможности дозирования и разнообразия равновесных импульсов. Благодаря горизонтальным и вертикальным ускорениям, колебаниям, перемене направления езды, остановкам, уменьшению и увеличению темпа езды, применению специальных позиций, соответствующих упражнений и игр, движение лошади становится мощным генератором равновесных импульсов.

Лошадь активизирует

Ритмические возбуждающие движения, сопутствующие верховой езде, усиливают выделение гормонов, особенно адреналина и эндорфина, стимулирующих вегететивную систему. Происходит значительное повышение двигательной активности, концентрации внимания и доброго самочувствия, что особенно важно в терапии людей с ограниченными возможностями.

Лошадь нормализирует работу внутренних органов

Благодаря стимуляции гормональной сферы и вегетативной системы, верховая езда улучшает кровообращение, дыхание, работу кишечника, и даже работу иммунной системы. Эти воздействия особенно активны во время езды шагом.

Лошадь является эмоционально безопасной

Контакт с другим человеком для некоторых людей, особенно для людей с ограниченными возможностями, эмоционально труден, иногда становится причиной страха. Лошадь создаёт чувство безусловной акцептации, не оценивает, её сигналы простые и однозначные, она дружелюбна, её тепло и мягкость располагают к прикосновениям. Всё это открывает человека на контакт с другим существом, позволяет снять эмоциональную блокаду. Эти позитивные переживания и умения переносятся на взаимоотношения с людьми.

Лошадь учит

Во время занятий иппотерапии пациент благодаря активизации и позитивному отношению к сотрудничеству с терапевтом может овладеть новыми умениями и понятиями. Лошадь может быть помощником в работе специального педагога, психолога, логопеда. Контакт с лошадью и её окружением не только обогащает знания пациента о мире, но и одновременно учит самостоятельности, ответственности и сотрудничеству с другими.

Лошадь успокаивает

Контакт с лошадью, подчинение его спокойным колышущим движениям способствует отдыху и расслаблению. Мир, видимый с высоты лошадиной спины, более большой и красивый. Общение с этим большим, импозантным, дружелюбным животным влияет на эмоциональное равновесие, укрепляет чувство собственного достоинства.


Показания и противопоказания.

Как любой метод реабилитации, иппотерапия имеет свои особенности.
Для людей с ослабленным здоровьем, в том числе инвалидов лечебная верховая езда - это одна из возможностей справиться со своим недугом, почувствовать себя полноценным человеком. Оздоровительная реабилитационная и лечебная верховая езда (ЛВЕ) - иппотерапия - помогает таким детям преодолеть замкнутость на себе и своей болезни и учит общаться с другими людьми, развивает независимость, доступную при данном заболевании. Умное животное становится посредником между больным ребенком и окружающим его миром - родителями, сверстниками. И ценность конной терапии, в частности, заключается в перенесении навыков владения своим телом, общения с животными, с инструктором в ежедневную жизнь.
Чрезвычайно широк диапазон заболеваний, при которых обеспечивается более полное, чем при традиционном лечении, выздоровление, или стойкие улучшения. Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими самыми тяжкими, практически неизлечимыми заболеваниями (детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, синдром Дауна и др.). Это связано с уникальным свойством иппотерапии оказывать положительное воздействие одновременно на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы занимающихся.
Показания к применению:

· Нарушение осанки.

· Сколиоз 1-й и 2-й степени.

· Детский церебральный паралич: спастическая, гемипаретическая, атонически - астатическая, гиперкинетическая формы.

· Неврозы.

· Остереохондроз.

· Гипертоническая болезнь 1 и 2 стадии.

· Нестабильность позвоночно-двигательного столба.

· Начальные стадии артроза в реберно-позвоночных суставах.

· Грыжи (если не беспокоят клинические признаки).

· Атаксия.

· Аутизм.

· Афазия.

· Гидроцефалия.

· Задержки психического развития.

· Потеря зрения.

· Менингоцелез.

· Муковисцедоз.

· Отсутствие конечностей.

· Полиомиелит.

· Рассеянный склероз.

· Потеря слуха.

· Умственная отсталость легкой или умеренной степени.

· Потеря слуха.

· Эпилепсия при редких припадках.

Относительные противопоказания:

· Сердечно-сосудистые заболевания. При аритмиях, стойких экстрасистолах нельзя сажать на лошадь, т.к. могут быть ухудшения состояния здоровья до обмороков.

· Полная атриовентрикулярная блокада 4 степени.

· Сколиоз 3-4 степени.

· Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов.

· Нарушение интеллекта (неуправляемые нарушения).

· Гипертоническая болезнь 3 степени (при верховой езде возможны внутренние кровоизлияния).

Абсолютные противопоказания:
  • Гемофилия (несворачиваемость крови).
  • Болезнь Лобштайна - Фролика (остеопороз, ломкость костей)
  • Все острые заболевания и травмы, в т.ч. любые заболевания в остром периоде или в стадии обострения, воспалительных заболеваний почек, подтверждённое анализами мочи, диабет в стадии обострения,
  • Некоторые травматические и воспалительные заболевания тазобедренных суставов (обострение хронических коксартритов, в т.ч. неоперированный врождённый вывих тазобедренного сустава.), травматические повреждения и врождённые аномалии шейного и нижней трети поясничного отдела позвоночника.
  • Злокачественные новообразования.

Этапы проведения иппотерапевтических занятий.

Прежде всего надо указать, что любые упражнения в иппотерапии базируются на шести исходных положениях всадника относительно лошади.

Исходное положение 1. Всадник сидит лицом к лошади.
Исходное положение 2. Всадник сидит лицом к крупу лошади

Исходное положение 4 Всадник лежит на спине на лошади
Исходное положение 5 Всадник сидит на животе на лошади

И последнее исходное положение 6 – всадник лежит на животе поперек лошади
Исходя из основных исходных положений, занятия иппотерапией с пациентом делится на четыре этапа: На первом, адаптационном этапе происходит знакомство пациента с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. На этом этапе идет подготовка к решению основных коррекционных задач. На II этапе происходит создание общего функционального базиса занятий. В этот период у пациента формируется равновесие и посадка, затем подключаются дыхательные упражнения. III этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными направлениями которых являются: снижение спастичности; увеличение силы паретичных мышц; увеличение объема активных и пассивных движений; восстановление и формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д. На IV, заключительном этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.
I. Адаптационный этап.
1. Знакомство с инструктором и лошадью. В это время инструктор должен составить себе представление о всаднике и его возможностях и постараться найти контакт с ним, а также помочь пациенту наладить контакт с лошадью.
2. Отработка процессов посадки на лошадь и спешивание. Составив первое впечатление о личностных, физических и психических всадника, можно преступать к решению вопроса о посадке, помощниках и страховке. Процесс посадки на лошадь может быть облечен при наличии правильно сделанного помоста со ступеньками и въездом для инвалидных колясок или ступеней (монтуара). Кроме того степень сложности процедуры посадки на лошадь зависит от формы и тяжести заболеваний пациента, от его веса и наличия таких вспомогательных средств передвижения, как инвалидная коляска, костыли, палки. Способы, используемые для посадке всадника- инвалида, выбираются врачем вместе с инструктором и могут меняться по мере развития возможностей всадника. В нашей стране наиболее распространенным способом посадки на лошадь являются:
§ полный перенос всадника на руках;
§ посадка со ступенек или помоста с минимальной поддержкой (страховкой);
§ обычная посадка с частичной поддержкой;
§ обычная посадка с минимальной поддержкой;
§ обычная посадка.
Простая для здорового человека процедура спешивания, которая для всадника инвалида становиться серьезной задачей, может осуществляться следующими способами:
§ полный перенос всадника на руках;
§ спешивание на помост или ступеньки (с частичной помощью, с минимальной помощью либо самостоятельно):
1. перекидом ноги, через холку лошади;
2. перекидом ноги через круп лошади:
3. обычное спешивание (с частичной помощью, с минимальной помощью либо самостоятельно):
II. Этап общего функционального базиса. Формирование равновесия и посадки Посадка является началом реабилитационных мероприятий и тесно связана с формированием равновесия и дальнейшим переходом к активным движениям, если это возможно. Сочетание двух основных факторов воздействия – биомеханического и психогенного- способствует формированию нового или развитию частично сформированного двигательного навыка.
Формирование посадки. Правильность посадки обеспечивает способность всадника оставаться в постоянном контакте с седлом своей лошади или непосредственно со спиной лошади без седла. Нормальная посадка обусловлена, во-первых, поддержанием правильного расположения центра тяжести – т.е. равновесия, которое в свою очередь является результатом анализа информации на уровне ЦНС. Данные для этого анализа поступают тремя путями: от глаз вместе с анализом поля зрения; от внутреннего уха за счет перемещения жидкости в вестибулярном аппарате; по афферентным сенсорно-соматическим путям от мышц лодыжек, бедер, туловища и шеи. Второй важный момент при овладении посадкой – это расслабление мышц. Здесь не маловажную роль играет предварительное проведение массажа с акцентом на нужные группы мышц. Третий существенный момент, - налаженный контакт инструктора со своим подчиненным и спокойное доверчивое отношения между ним и лошадью.
Формирование равновесия. Необходимо четко представлять себе, что все многообразия специализированных и общих упражнений в той или иной мере обязательно оказывает влияние на поддержание и отработку равновесия следовательно, весь процесс ЛВЕ как бы нанизан на основной стержень – сохранение правильной посадки и равновесия. Начальный подход к формированию равновесия строится следующим образом.
Изменение площади опоры
1. Увеличение площади опоры.
2. Уменьшение площади опоры.
3. Дополнительная опора «плавающая рука»
Глазодвигательная гимнастика
И.П.1 на шагу по прямой: взгляд вверх, влево, вниз (не поворачивая головы); фиксация взгляда на стабильном предмете; фиксация взгляда на движущимся предмете; по кругу: взгляд вверх, вправо, влево, вниз (не поворачивая головы); фиксация взгляда на стабильном предмете; фиксация взгляда на движущимся предмете; на свободной траектории: взгляд вверх, вправо, влево, вниз (не поворачивая головы); фиксация взгляда на стабильном предмете; фиксация взгляда на движущемся предмете; те же упражнения в исходных положениях 2, 3, 4, 5, 6.
Упражнение сбивающего характера
1. Неожиданное для всадника изменение скорости движения лошади (быстрая смена аллюров). И.П.1:
с увеличенной площадью опоры;
с уменьшенной площадью опоры различной степени (от а до е)
с дополнительной опорой.
Варианты изменения аллюров:
1. остановка – шаг- остановка – шаг;
2. шаг – рысь – шаг; 3. рысь – галоп – рысь;
4. остановка – шаг – рысь – галоп – рысь – шаг – остановка.
с уменьшенной площадью опоры.
с увеличенной площадью опоры;
с уменьшенной площадью опоры различной степени.
с дополнительной опорой. Пациента держат за руки ( правую и левую), за обе руки, за пояс и т. д. Инструктор и страхующий при воздействии с дополнительной опорой помощник выполняют с пациентом:
притягивание на себя;
отталкивание на себя;
раскачивание из стороны в сторону;
раскачивание по направлению спереди – назад и сзади вперед;
воздействие инструктора на всадника по ходу и на против хода лошади.
Данные упражнения можно проводить из всех исходных положений с уменьшенной площадью опоры различной степени.
Упражнение с дефицитом афферентной информации (с закрытыми глазами)
1. Движение шагом с закрытыми глазами по изменяемому маршруту.
2. Движение со сменой аллюров с закрытыми глазами по измененному маршруту. Важно помочь пациенту сконцентрировать внимание на собственных ощущениях; при затрудненной концентрации внимания можно вводить дополнительный средовой фактор воздействия – например, можно что-то рассказывать или петь, играть на музыкальном инструменте, звенеть в колокольчик; можно предупреждать о предстоящем изменении маршрута и т.д.
Упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения
1. Движения по серпантину шагом.
2. Отработка вольта (движение по кругу). Имеет значение диаметр вольта.
Сочетание всех упражнений с глазодвигательной гимнастикой
Подключение дыхательных упражнений. У детей страдающих ДЦП, дыхание обычно слабое, поверхностное, плохо сочетающееся с движениями. С отсутствием правильной постановки дыхания тесно связаны в этих случаях и речевые нарушения. Поэтому обучение всадника правильному дыханию существенно не только для улучшения общего состояния пациента, но для решения специальных реабилитационных задач. У ребенка, обученного глубокому, ритмичному дыханию происходит расслабления спастических мышц (в первую очередь мышц туловища), что способствует обучению его движениям и возможности формирования правильной речи. При обучении ребенка дыханию важно правильно выбрать исходное положение, так как в зависимости от положения тела условия для дыхания меняются. Так в положение лежа на спине несколько затруднен выдох, и его нужно делать с некоторым усилием, сокращая мышц брюшного пресса. В положении сидя с расслабленными мышцами живота преобладает нижнее грудное дыхание, а брюшное затруднено. При сидении с выпрямленным туловищем преобладает верхнее грудное дыхание и т.д. Способ дыхания тесно связан с осанкой, а осанка, в свою очередь, влияет на способ дыхания. Поэтому обучение нормальному дыханию надо сочетать с обучением правильному расположению всех частей тела в разнообразных положениях.
III. Специальные реабилитационные мероприятия. В практике реабилитационных занятий иппотерапией сложились следующие основные направления проведения мероприятий:

· снижение спастичности; увеличение силы паретичных мышц;

· увеличение объема активных и пассивных движений;

· противоатактические упражнения;

· снижение частоты и амплитуды проявления гиперкинезов;

· восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков и т.д.

Эти мероприятия планируются и проводятся индивидуально в зависимости от диагнозов по предварительно отработанно схеме.

IV. Закрепление результатов. На этом этапе закрепляются результаты и ставятся новые задачи.


Дополнительное снаряжение в иппотерапии.

Успешность иппотерапии как процесса складывается из многих составляющих. Равноценно важными для позитивных изменений многие исследователи признают действия самого инструктора по иппотерапии, поведение лошади и состояние ребенка. Но, к сожалению, очень немногие российские исследователи иппотерапии уделяют внимание дополнительному спортивному инвентарю. Очень важно также отметить, что практически все предметы инвентаря помогают повлиять как на физическое, так и на интеллектуальное развитие ребенка.
Первый и самый простой предмет – гимнастическая палка.
Это наиболее простой, доступный и универсальный предмет для иппотерапевтических занятий. Палка может быть использована как собственно гимнастический снаряд, так и в качестве «удочки», держателя или продолжения руки. Наиболее распространенные упражнения с использованием палки:
Упр.1а. Палка находится на плечах ребенка, придерживается руками, согнутыми в локте.
Упр.1б. Палка находится сзади и проходит под локтями ребенка, при необходимости фиксируется иппотерапевтом и помощником.
Упр.1в. Ребенок, сидя на лошади, держит палку двумя руками на ширине плеч и делает наклоны влево-вправо, вперед-назад.
Упр.1г. Ребенок с помощью палки сбивает кегли, находящиеся на стойке или в руке инструктора.
Упр. 1д. Ловля разноцветных колечек на палку на ходу лошади – «волшебная рыбалка»
Упр. 1е. Метание палки на лошадях в смене на дальность.
Эти и другие упражнения с помощью гимнастической палки помогают укрепить шейно-позвоночный отдел, развить меткость, улучшить крупную моторику.
Предмет номер два в иппотерапии - кегли.
Кегли, используемые в иппотерапии, отличается от кеглей в боулинге. Прежде всего, эти кегли изготовлены из пластмассы и полые внутри, за счет этого иппотерапевтические кегли очень легкие, их может удержать даже маленький ребенок. Кегли в основном используются в следующих упражнениях:
Упр.2а. Ребенок сидя на лошади крутит кегли в вытянутых руках, задействованы все пальцы рук. Развивается мелкая моторика.
Упр.2б. Кегли с утяжелением нужно бросить прямо в центр обруча на идущей лошади.
Упр.2в Сидя задом наперед ребенок играет на крепе лошади, как на барабане.
Упр.2г. Ребенок сбивает стоящие на помосте кегли помощью малого или большого мяча, по очереди или все вместе.
А также смотри упр. 1г.
Кегли можно использовать наподобие «звучащих кубиков» Зайцева. Для этого в верхней части кегли нужно пробить небольшое отверстие, которое после этого заплавляется или заделывается. Внутрь кегли можно насыпать различные виды круп (пшено, рис, гречка), налить простой воды, насыпать небольшие металлические гайки или маленькие монетки. Кегли будут звучать по-разному и пригодятся для работы с детьми с РДА,ЗРР, нарушениями слуха разной степени тяжести.
Гимнастический обруч не так известен, в качестве иппотерапевтического инвентаря, несмотря на очевидные его преимущества.
Обруч состоит из восьми разъемных разноцветных секторов, очень легкий и многофункциональный:
Упр. 3а. Сборка и разборка обруча во время занятия.
Упр. 3б. Одевание обруча на инструктора, помощника, лошадь, коновода.
Упр. 3в. Использование каждого сектора обруча как свистка или дудочки.
Упр. 3г. Пересчитывание секторов обруча с называнием цветов.
Упр. 3д. Различные изменения положения тела с обручем в руках и на талии.
Упр. 3е. Использование обруча в роли «баскетбольного кольца»
А также смотри упражнение 2б.
Упражнения с обручем помогают развивать как мелкую, так и крупную моторику, способствуют развитию речи, а также улучшению волевой сферы.
Мячи массажные малые применяются в иппотерапии как по прямому назначению, для массажа и самомассажа ребенка, так и для «массажа» лошади.
Массажные мячи восполняют тактильный голод у детей с тактильной депривацией, очень помогают детям с ДЦП, слабовидящим и детям с повышенной возбудимостью, СДВГ.
Гимнастический мяч с ручкой является модификацией гимнастического мяча, но выполняет немного другую функцию.
В основном мяч диаметра 45 сантиметров используется для опоры. Ребенок обнимает мяч двумя руками, ложится на него всем телом и пытается найти баланс во время движения лошади. Данное упражнение можно выполнять, сидя как лицом, так и спиной к голове лошади. В отсутствие мяча гимнастического с ручкой, можно использовать мяч гимнастический простой. Еще можно использовать этот мяч в предшествующей иппотерапии кинезотерапии, ЛФК и играх эстафетного типа.
Мяч гимнастический простой используется в различных упражнениях в иппотерапии:
Упр. 6а. Игра с мячом на стоящей, идущей лошади.
Упр. 6б. Смысловые игры с мячом типа «съедобное - несъедобное».
Упр. 6в Кидать мяч вверх и стараться поймать.
Упр. 6г. Упражнение «уголки» с зажатым ногами мячом.
Упр. 6д. Игры с мячом в смене.
Упр. 6е Мяч используется аналогично упр.1в, 1г.
А также смотри упражнение 3е; раздел 5.
Мяч вызывает у детей позитивные ощущения, помогает налаживанию социальных связей, развивает баланс и ловкость, крупную моторику, укреплает шейно-позвоночный отдел, может помочь снять спастику у детей с ДЦП.
Детская пирамидка нашла свое применение в иппотерапии достаточно давно. С помощью пирамидки можно варьировать игры с колечками, учебные задания (подбирать колечки по цвету, считать по номерам в прямом и обратном порядке). Игры с колечками описаны у многих терапевтов, что подробно мы останавливаться на них не будем.
Разнообразие дополнительного снаряжения преследует кроме развивающего и терапевтического эффекта, еще и рекреационный. Совокупность этих трех эффектов и составляет действенность использования дополнительного снаряжения

Заключение.

К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма - физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса. К тому же психологически легче адаптироваться в условиях манежа или открытой площадки, чем в кабинете у психолога. Эффективность иппотерапии специалисты условно делят на две категории:
К медицинским критериям относятся:

§ происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента

§ происходит укрепление равновесия.

§ улучшается координация движений и пространственной ориентации.

§ улучшается психо - и эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности.

К социальным критериям относятся:

§ Улучшаются коммуникативные функции занимающихся.

§ Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала.

§ Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

§ Посредством занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животным

В результате данной работы можно выделить несколько оснований, которые позволяют считать иппотерапию перспективным направлением: Это высокая эффективность в сочетании с натуральностью и естественностью, отсутствие болевых ощущений у всадника, доступность, а самое главное – радость, которую ощущает каждый всадник, вне зависимости от состояния здоровья.


Список использованной литературы.

1. Атмаджан. А. Умственная патология, страдающий индивид и лошадь. - Париж. - 1992.

2. Адаптивная (реабилитационная ) верховая езда. Учебное пособие для университета Paris-Nord. Пер. с французского. – М: Московский конноспортивный клуб инвалидов. – 2003.

3. Бикнелл Джоан, Хенн Хелен, Вебб Джун. «Знакомьтесь: иппотерапия» верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство) - Пер. с английского. – М. Детский экологический центр "Живая нить" и Московский Конноспортивный Клуб инвалидов.-- 1999

4. Грачев Л.К, Казаченко И.Ю, Роберт И.С. «Об опыте деятельности экологического центра «Живая нить». – М.: НИИ семьи, 1997 г.

5. Ионатамишвили Н.И., Чхиквишвили Ц.Ш. «Особенности райттерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

6. Ионатамишвили Н.И.. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

7. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. А. Денисенков, Н. Роберт, И. Шпицберг. – М.: «Наш Солнечный Мир», 2003.

8. Лория М.Ш. "Медико-биологические основы райттерапии при диспластическом сколиозе", Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - Тбилиси - 2000.

9. Профилактика и лечение сколиоза конным спортом. Методические рекомендации. Д.М. Цверава. – М.: «Наш Солнечный Мир», 2003.

10. Рухадзе М.М., Патофизиологическое обоснование райттерапии. -Тбилиси - 1992.

11. Штраус Ингрид. Иппотерапия Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с немецкого.-- М: Московский конноспортивный клуб инвалидов. – 2000.




Источник: www.newkaliningrad.ru
Просмотров: 2999 | Добавил: happect | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz